В наши дни о вальдорфской педагогике доступно много хороших книг и материалов в сети (например, http://waldorf-russia.ru). Что важно для нас как сообщества:
● Мы разделяем задачу — «Воспитание к свободе». В «Философии свободы» Рудольф Штайнер показал, что единственное по-настоящему свободное решение взрослого человека — это слушаться голоса своей совести (своего ангела), стремиться к истине, из нее жить, думать и говорить. И школа может подводить человека к такому решению.
- Антропософская антропология Рудольфа Штайнера, развиваемая педагогами вальдорфских школ и разносторонне представленная в книгах, периодике и публикациях в сети – это научная основа практики вальдорфских школ. В методике и дидактике вальдорфская педагогика предложила целый ряд инноваций, часть которых уже стала общепризнанными, а некоторые еще ждут своего часа.
- Преподавание эпохами – дидактическое, методическое открытие вальдорфской педагогики, позволяющее решить множество педагогических задач.
- Трехчастность учебного плана, дневного расписания и структуры урока – отражение троичности человека (работа мышления – работа воли – активизация чувств).
- «Ритмическая часть» несет в себе значительный терапевтический потенциал.
- Методология вальдорфской педагогики инновативна, соответствует изменениям сознания человека в новейшую эпоху.
- Практики, проекты, портфолио как комплексная характеристика достижений учащегося уже много лет являются частью образовательного процесса в вальдорфских школах.
Вальдорфская педагогика дает нам шанс в русле развития отечественных образовательных идеалов и культуры соответствовать задачам настоящего во имя социального будущего.