Что делает «Школа на Воскресенской», чтобы русская литература стала фактором развития молодого человека.
● Каждый класс ежедневно утром 5-10 минут работает с поэтическими произведениями: классика русская и мировая, фольклор. Совместная рецитация произведения в течение 2-4 недель, подчеркнутая движениями, создает позитивное к ним отношение, позволяет глубже проникнуть в образный строй произведения, почувствовать ритмы, освоить слова и речевые обороты, да просто запомнить его, — так ежегодно набирается 500-1000 строк.
● Учитель подает пример хорошей речи, художественно рассказывая, начиная со сказок в 1 классе, и вплоть до биографий, путевых записок и т.п. в старших классах, он постоянно совершенствует стиль своего рассказывания.
● Литературные произведения для чтения мы подбираем в соответствии с возрастными особенностями, во взаимосвязи с изучаемыми темами истории, географии и т.д., это включает литературные произведения в широкий контекст. Например, мы «нащупали» в 4 классе удачный момент для работы с русскими былинами – наши дети любят и знают былины, в том числе несколько наизусть.
● Учителя подают пример любви к книге и поддерживают каждое пробуждение интереса у детей. В форме совместных чтений (дети, учителя, родители) прочитаны «Мертвые души» Гоголя, рассказы Шукшина, Чехова, Паустовского: начинали, преодолевая сопротивление и скепсис, потом не хотелось расходиться. Еженедельно «утро поэзии»: выступают ученики, учителя, родители.
● Каждый класс готовит ежегодно, по меньшей мере, один спектакль. Например, 2-й класс традиционно осенью показывает историю о Георгии, спасающем царевну, а весной об отроке Варфоломее (Сергии Радонежском). 5-е классы ставили трагедию Эврипида «Алкеста», миф об аргонавтах, 7-е классы — «Венецианского купца» В.Шекспира и «Маленькие трагедии» А.Пушкина, 8-е — про Януша Корчака, «Маскарад «Лермонтова. Бывают и совместные постановки, обычно на Новый год («Снежная королева») и Рождество.
● Работа с какими авторами и произведениями у нас получалась более удачно:
— русские былины: «Скимен-Зверь», «Святогор», цикл об Илье Муромце, «Садко», песнь об Егории Храбром и др. в 4-6 кл., «Пророческая былина о том, как Святые горы выпустили русских богатырей»;
— Пушкин, начиная со сказок в 1 классе, затем стихотворения и «Песнь о вещем Олеге» во 2-5 кл. и далее, «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава» в 6-8 кл. (они хорошо сочетаются с материалом истории), «Евгений Онегин» в 9 классе;
— Гоголь: «Ревизор» 7 кл., «Мертвые души» 8-9 кл., повести 4-6 кл. – для них важно «нащупать» правильный момент, чтобы произведение могло быть целостно, без помех прочитано и воспринято;
— Лермонтов: «Бородино», «Демон», «Беглец», «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича и … удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени» — 6-8 кл., стихотворения.
— Некрасов: стихотворения, отрывки из поэм;
-Тютчев, Фет, Никитин, Кольцов, — стихотворения;
— Куприн, Бунин, Паустовский, Лесков, Пришвин, Шукшин – повести и рассказы;
— Чехов, Гончаров – работа в педагогической коллегии;
● Означает ли это, что мы довольны? И да, и нет. Есть примеры, как расцветает, просветляется ребенок после хорошего чтения. Но в современной жизни на пути души ребенка к русской литературе столько препятствий, что иногда приходится констатировать: усилий было приложено много, а шажок получился малюсенький.
● Над чем мы работаем сейчас? Мы исследовали, с чем связано у молодых людей, у взрослых выпадение классики из круга повседневной работы. У нас возникла идея интерактивного прочтения классики: экономично, энергетично, эстетично. Пробуем.